Меню
Оставьте ваши контакты или свяжитесь с нами по бесплатному номеру выше
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Оставьте ваши контакты или свяжитесь с нами по бесплатному номеру выше
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТА ГЛОНАСС / GPS

Как выбрать надёжный трекер для спутникового мониторинга транспорта?

В чем отличия качественных трекеров от некачественных? На какие особенности нужно обращать внимание, чтобы обеспечить эффективный ГЛОНАСС/GPS-контроль автопарка? Главные рекомендации и чек-лист.
В нашей статье речь пойдёт об устройствах для профессионального мониторинга транспорта, который применяют в своей работе коммерческие автопарки. Поэтому мы не станем рассматривать простейшие GPS-трекеры или маячки, хотя для их пользователей материал тоже будет полезен.

В конце статьи мы предлагаем вам пример чек-листа – вы можете его скачать в любом удобном для вас формате. Чек-лист поможет вам при выборе оборудования, которое должно отвечать перечисленным далее критериям.

Перейти сразу к чек-листу.


Итак, нас интересуют критерии выбора навигационного оборудования, способного собирать и передавать в диспетчерскую программу точные данные о работе подвижных объектов в любое время и при любых условиях. Среди предложений рынка транспортной телематики вы можете встречать разные термины: бортовой контроллер, модуль мониторинга, абонентский терминал, аппаратный трекер, навигационный контроллер, терминал мониторинга, GPS/ГЛОНАСС-терминал. Но суть одна, и общие требования к ним одинаковые: точность показаний и эксплуатационная надёжность. А вот на уровне деталей требования могут сильно отличаться в зависимости от того, какие задачи стоят перед владельцем транспорта.

Кому-то нужно просто следить за перемещением объектов с целью контроля маршрутов передвижения, скоростных режимов и т.д. без отслеживания других параметров. Кто-то заинтересован контролировать, наряду с местонахождением, расход топлива, работу различных узлов и механизмов ТС, качество вождения. Другим важно подключить голосовую GSM-связь, фото- и видеонаблюдение, обеспечить передачу данных по Wi-Fi. Некоторым нужны дополнительные функции для выполнения требований законодательства, например, в рамках ПП №153. Следовательно, и стоимость ГЛОНАСС/GPS-трекеров для спутникового мониторинга будет меняться по нарастающей.
Выбирая трекер, следует сначала определиться со своими задачами и затем уже выяснять, насколько предлагаемое оборудование отвечает им в плане функций и, повторим, соответствует базовым требованиям с точки зрения работоспособности и безотказности. Иначе есть риск получить некачественный трекер, некачественный мониторинг, да и просто потратить деньги на ветер.

Типичные проблемы

Установив некачественное ГЛОНАСС/GPS-оборудование, вы рано или поздно повстречаетесь с перечисленными проблемами: с одной-двумя или со всеми.

Устройства могут сразу или со временем выйти из строя под влиянием таких факторов, как: пыль, влага, перепады температуры, скачки напряжения и т.п. Причинами станут ненадлежащее качество материалов, плохая сборка и в целом неустойчивость к различным воздействиям, в том числе со стороны незаинтересованных в контроле водителей.

Вместе с этим наверняка проявятся технические недостатки встроенных приёмников, модулей и различных элементов электроники. В итоге вы столкнётесь с низкой скоростью приёма сигнала со спутников и другими проблемами, которые приводят к некачественной прорисовке треков, к провалам и искажениям.

Может «всплыть» и ненадёжность других компонентов трекера, а также комплектующих материалов (разъёмы, слоты, провода, антенны, АКБ). Не исключены проблемы с прошивкой и настройками устройства. Также с большой вероятностью возникнут трудности с приёмом данных от периферийных датчиков и CAN-шины ТС.
По отдельности и в совокупности подобные изъяны чаще всего проявляются в случае с трекерами сомнительного происхождения (в основном, китайскими). Но бывает, что и заслуживающая на первый взгляд доверия продукция вызывает разочарование. Либо она ломается, и нам остаётся надеяться, что это бракованный экземпляр. Либо работает нестабильно и выдаёт не самую точную информацию. Тогда можно говорить об изначальном несовершенстве оборудования. Давайте разберём, как всего этого избежать.

Как не ошибиться: рекомендации и советы

Во-первых, если вам нужна не игрушка для просмотра треков на карте, а реальный инструмент контроля за транспортом, убедитесь, что ГЛОНАСС/GPS-трекер соответствует государственным требованиям, которые предъявляются к устанавливаемому на транспорт оборудованию, имеет надлежащие сертификаты и заключения.

Важно, чтобы качественные устройства для спутникового контроля транспорта имели сертификат средства измерения. Любая компания, которая поставляет оборудование для спутникового мониторинга, должна предоставить вам такие документы по первому требованию. У прямых поставщиков они обычно выложены на их веб-ресурсах:
ПРИМЕР СЕРТИФИКА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ:
Теперь по порядку об основных критериях выбора качественного трекера.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Надёжность и прочность

Трекер должен быть исполнен в корпусе, защищённом от попадания пыли и влаги (класс защиты IP54), быть устойчивым к скачкам напряжения (до 60 В) и поддерживать стабильную работу при критичных температурах (–40...+85 °С). Для перевозки опасных грузов существуют также отдельные требования по взрывозащите корпуса.

Антивандальная защита

Так как ГЛОНАСС/GPS-контроль нравится, мягко говоря, далеко не всем водителям, устройство должно быть защищено от вандализма и несанкционированного вскрытия. Качественные трекеры выдерживают даже удар электрошокером. Но есть масса более грубых или, напротив, искусных способов повлиять на функционирование прибора. Так вот – под полной защитой подразумевается, что любая попытка вмешательства человека в работу трекера не должна остаться незамеченной. Во-первых, это станет понятно по данным системы мониторинга. Во-вторых, об этом расскажет нарушение специальных пломб.

Универсальность и дополнительные возможности

В трекере должны быть необходимые разъемы, аналоговые и дискретные входы/выходы для дополнительных датчиков, светодиодные индикаторы состояния, слоты для SIM-карт, встроенные антенны и возможность подключения внешних антенн. Как мы говорили ранее, требования к устройствам и к их исполнению могут увеличиваться по мере расширения спектра задач автопарка (Wi-Fi, голосовая связь, тревожная кнопка и др.).

Отсутствие преград для установки на любой транспорт

Компактность устройства и удобство монтажа – это крайне важный критерий. Качественные трекеры сделаны таким образом, что их можно установить на любом транспортном средстве, потратив не так много времени и усилий. При этом всё же лучше доверять такую работу специалистам центров по установке систем мониторинга. Самостоятельный монтаж может привести к ошибкам и потере гарантии на трекер.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Несколько систем позиционирования

Нет смысла долго объяснять, почему в трекерах должны поддерживаться два диапазона: ГЛОНАСС и GPS. Для тех, кто всё же не в курсе, поясним, что это нужно для совмещения показаний спутников и вычисления максимально верного местоположения объектов (+/– 2 метра).

Повышенная точность показаний

Есть нюанс, на который обращают внимание не все пользователи: реализованы ли в трекере технологии, повышающие быстродействие и точность навигационного оборудования? Особенно это критично в условиях города, где спутниковому сигналу препятствует плотная застройка. В качественных терминалах данную проблему решает использование таких технологии, как A-GNSS и D-GPS.

Бесперебойное определение коодинат

Вычисления координат по спутникам всех группировок производят навигационные модули, которые также называют GNSS-чипами и чипсетами. Для бесперебойной работы самого трекера имеет большое значение такая характеристика чипсета, как холодный старт. Имеется в виду ситуация, когда устройство запускается после долгого простоя. На этом этапе приходится ожидать, когда GNSS-чип получит от всех спутников эфемериды и альманах, содержащий параметры их орбит. Для того, чтобы процесс завершился как можно быстрее, в современных модулях должна поддерживаться загрузка такой информации через мобильный интернет. Тем самым время холодного старта сокращается до 26-27 секунд. Примером навигационных модулей, которые поддерживают эту функцию и обеспечивают получение качественных треков, являются чипсеты uBlox MAX-M8Q. И если в характеристиках трекера указана такая модель, то за точность и стабильность приёма сигнала можно не волноваться.

Не только местоположение...

С целью спутникового контроля различных параметров работы ТС необходимо, чтобы в трекере поддерживались определённые цифровые интерфейсы. Для датчиков уровня топлива и многих других нужны в основном интерфейсы RS232/ RS485. Для некоторых потребуется 1-Wire (например, для датчика контроля температуры). В случае со снятием штатных показаний с CAN-шины ТС должна быть обеспечена поддержка CAN-интерфейса (протоколы SAE J1939 / FMS).

Контроль стиля вождения

Тем, кто стремится контролировать качество вождения и снижать риски ДТП, обязательно нужен трекер со встроенным 3-осевым акселерометром, который фиксирует резкие ускорения, торможения и небезопасные манёвры. Но просто наличие акселерометра не позволит удалённо контролировать качество вождения. В трекере должен быть специальный модуль оперативной памяти, который записывает несколько сотен показаний акселерометра за секунду, усредняет значение и передает его на сервер.

Поддержка разных сотовых операторов

Передача данных спутникового мониторинга от трекера на сервер происходит по сетям GSM, и поддержка SIM-карты в трекере – это непременное условие спутникового мониторинга транспорта. Но в условиях роуминга и зарубежных поездок пользоваться только одной картой, то есть одним оператором, невыгодно. Именно поэтому в современных устройствах есть слоты для двух карт, чтобы можно было переключаться на другого оператора при выезде за пределы домашней зоны связи.

Ресурсы для хранения информации

Трекер должен иметь достаточную внутреннюю память для записи и хранения получаемой информации (до 270.000 записей). Допустим, если GSM-связь пропадает, то терминал за счёт встроенной памяти продолжает накапливать спутниковые данные, и при появлении сотового сигнала они будут переданы на сервер системы мониторинга транспорта. В некоторых условиях не обойтись без дополнительной SD-карты для хранения значительных объёмов данных. Взять хотя бы работу техники в зонах совсем нестабильной сотовой связи, когда накапливаются огромные массивы информации, или видеонаблюдение, которое тоже требует вспомогательных ресурсов для хранения данных.

Дистанционная настройка оборудования

Ещё один важная характеристика качественного трекера – это возможность удалённой настройки, диагностики и обновления программного обеспечения с помощью подачи серверных и SMS-команд.
Для лучшего понимания представляем схематичную иллюстрацию составных компонентов ГЛОНАСС/GPS-терминала системы спутникового мониторинга транспорта.
Тем же, у кого ранее была внедрена определённая система мониторинга, настоятельно рекомендуем при установке трекеров других марок уточнить вопрос совместимости системы и нового оборудования на программно-аппаратном уровне. Надо быть уверенным в том, что в системе поддерживаются нужные протоколы и обеспечена ретрансляция данных от трекера. Но наиболее верный подход – внедрять в автопарке систему и терминалы от одного поставщика.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Никогда нельзя приобретать трекеры, не убедившись на 100% в их качестве и реальной практической пользе. Один из вариантов выяснить правду: найти тех, кто уже пользовался конкретными устройствами, и получить живые отзывы. Однако этого будет мало. Для того, чтобы точно понять, насколько вам подходит оборудование, стоит запросить бесплатное тестирование. Как правило, серьёзные поставщики и интеграторы систем мониторинга транспорта без проблем дают опробовать свою продукцию в деле.
Плюс, конечно, нужно всегда уточнять, каков средний срок службы трекера и на какое время распространяется гарантия.

Чек-лист

На основе обзора характеристик профессиональных ГЛОНАСС/GPS-трекеров мы составили для вас небольшой чек-лист, который может пригодиться при выборе нового оборудования.

Когда вы будете анализировать предложения поставщиков, советуем отмечать наличие или отсутствие определённых свойств и функций согласно пунктам этого списка. Скорее всего, наш чек-лист не до конца учитывает ваши исходные потребности, так что под иллюстрацией мы разместили ссылки на скачивание документа в разных форматах для редактирования по-своему.
Система мониторинга транспорта
Отслеживание и контроль за работой вашего транспорта в режиме онлайн
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям и коллегам: